Начну статью с того, как я впервые познакомилась с блоками Дьенеша. было это в далёком 2010 году, когда работала воспитателем в одном из детских садов. Упуская лишние подробности скажу: перед нами стояла задача оснащения группы (вторая младшая группа) игровыми пособиями и методическими материалами. Методист посоветовал нам приобрести блоки Дьенеша...
Первая мысль, которая посетила меня при виде блоков: что это такое и как "с этим" работать? С виду - простые кубики и формы трёх цветов... Не переоценили ли разработчики и автор заявленных возможностей данных блоков? Прочла инструкцию - вроде ничего необычного, даже в некоторых местах появились вопросы... Ну, остановились хотя бы на том, что теперь группа стала оснащена очередным "полезным" пособием, которое использовалось детьми в качестве банального конструктора.
Как понимаю теперь: в тот момент я ещё не была готова по достоинству оценить всей мощи этого простого и в то же время "глубокого" методического материала.
БЛОКИ ДЬЕНЕША
Осмотрим коробку. на ней можно заметить значок "Золотого солнышка" с надписью "РЕКОМЕНДОВАНО" МОО "Экспертиза для детей". Порывшись немного в интернете (как сейчас принято говорить "погуглив"), легко нашли официальный сайт экспертов. Официальный сайт МОО "Экспертиза для детей"; Состав экспертов (действительно эксперты в области педагогики, психологии); Заключение экспертизы (Блоги Дьенеша)
«Логические блоки Дьенеша» рекомендованы МОО «Экспертиза для
детей», им присвоена Высшая Категория Соответствия со знаком «Золотого
солнышка».
Ну что же, уже впечатляет!
Итак, давайте вместе заглянем в коробку и ознакомимся с его содержимым... Набор логических
блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся
по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая
фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже
двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Основная цель –
научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
48 геометрических фигур - четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- трех цветов (красный, синий, желтый);
- двух размеров (большой, маленький);
- двух видов толщины (толстый, тонкий)
Вот что пишут на сайте производителя:
способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических
способностей детей. Ребенок, разделяет блоки по свойствам, запоминает и
обобщает.
Логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические
действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения
действий.
Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно
знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с
математическими представлениями и основами информатики. Способствуют
развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей
и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и
воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные
предметные действия: выкладывание по определенным правилам,
перестроение и др.
Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только
думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют
развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические
структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и
группировки однородных предметов. С Блоками Дьенеша могут играть дети
разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и
даже средней) школы.
В настоящее время во всём мире широко используются «» в различных вариантах исполнения: объемные, плоскостные для развития детей и подготовки к школе.
|
ЕСТЬ МНЕНИЕЕсть мнение, что раннее изучение объёмных геометрических фигур приведут в будущем к путанице при изучении геометрии. Безусловно, если ребёнку при изучении материала говорить вместо "ФИГУРА В ФОРМЕ КРУГА" слово "КРУГ", то вероятно в будущем ребёнок станет путать круг с цилиндром, треугольник - с призмой, прямоугольник с параллелепипедом и т.д. Однако отметим, что на практике круг, окружность и шар в школьном возрасте путают те, кто как раз то и не был знаком с блоками Дьенеша. Т.е. попросту говоря нет смысла этого опасаться.
Но основываясь на философии "не навреди", этот момент можно обходить совершенно простым, безобидным и понятным для ребёнка способом, так как это применяется в отчественной и зарубежной педагогике: называть пособие с основой круга "ФИГУРА В ФОРМЕ КРУГА" или "ОБЪЁМНАЯ ФИГУРА В ФОРМЕ КРУГА".
Но, как правило, данное мнение о наличии проблемы бытует в кругах тех, кто не сталкивался в педагогической практике с этим методическим материалом. На практике дело стоит совершенно иначе: дети раньше своих сверстников осваивают работу с геометрическими формами и лучше понимают объемные фигуры, причём происходит всё это спонтанно в игровой форме.
В программе 2100 в средней группе детского сада (к концу года) понятие "цилиндр" уже изучается. Поэтому если вы ввели блоки Дьешеша, то вполне можно заменять "ФИГУРА В ФОРМЕ КРУГА" на "ЦИЛИНДР" (по сути это тождественные понятия, не нарушающие принципов геометрии, т.к. и в обоих случаях основой объемной фигуры является круг) и закреплять знания дальше.
КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕШАПо большому делу основной недостаток этого методического пособия только один: скупая информация по методике работы с блоками, нет полного перечня игр (т.к. эти игры можно создавать буквально "с ходу"). Заглянув в коробку мы увидим инструкцию в виде памятки, в которой есть описание игр для работы с детьми. В принципе их вполне хватит для развития дошкольника, но... Оказывается в памятке мы найдём лишь малую долю игр, которые можно проводить при помощи блоков на занятиях в детском саду и дома. Вы представить себе не можете то, насколько мощный и действительно универсальный игровой и методический материал "подарил" нам всем Дьенеш! На мой взгляд, игры с блоками Дьенеша можно разделить на несколько этапов. - конструирование и моделирование;
- изучение цвета;
- изучение форм;
- изучение свойств;
- сравнение, классификация и обобщение;
- работа с карточками свойств;
- развитие логики и построение алгоритмов.
Всё это производится в игровой форме, непринуждённо и с интересом! В момент написания данной статьи параллельно изучала опыт коллег по дошкольной педагогике и пришла к выводу, что есть смысл обобщить довольно скудный материал в рунете и поделиться им на страницах своего блога. Помимо этого совместно с партнёрами решила создать интернет-проект, посвящённый играм для раннего развития детей (ссылка появится ориентировочно в августе, т.к. нужно наполнить его списками игр с описанием и иллюстрациями). ПРЕИМУЩЕСТВАПомимо гибкости и универсальности при проведении игровой и учебной деятельности, главные преимущества в том, что продукт долговечен (не имеет срока годности), разработан из экологически чистого материала (даже если ребёнок случайно откусит и проглотит кусочек, то ничего страшного не произойдёт), углы всех блоков сглажены (во избежание травм). Лёгкие объёмные блоки удобно умещаются в ладошке ребёнка, что важно при работе на занятиях (фигурки из бумаги рвутся, мнутся и их не удобно держать в руках).
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В пользу внедрения блоков говорит и тот факт, что всё больше и больше детских садов начинают использовать это пособие на занятиях в своих учреждениях. Буквально в каждом городе появляются специалисты, которые уже получают на практике результаты работы. Не исключением является и наш город. Приятно, что во время прохождения курсов по повышению квалификации мне довелось послушать выступление на тему использования блоков Дьенеша на занятиях в детском саду и посмотреть открытое занятие в МБДОУ №74. На прошлой неделе консультировалась с воспитателями детского сада №41, которые охотно поделились со мной накопившимся за несколько лет опытом. Спасибо им огромное.
|